ервую мысль о "Руслане и Людмиле" подал мне
наш известный комик князь Шаховской", - сообщает Глинка в
"Записках". Можно предположить, что подсказав Глинке
сюжет "Руслана и Людмилы", Шаховской сам надеялся стать
его либреттистом. Это сотрудничество не состоялось, и по понятным
причинам: устаревший стиль Шаховского едва ли мог импонировать
композитору. В процессе работы над "Русланом" сложнейшей
оказалась проблема либретто. Имея в руках текст Пушкина, Глинка
хотел в максимальной степени приблизиться к оригиналу и по возможности
сохранить пушкинские стихи. Но в то же время у него созревал свой
замысел музыканта.
Зарождался весь интонационный строй, присущий
пушкинским пер-сонажам; в памяти оживали восточные образы и темы,
восточные напе-вы, слышанные в юности на Кавказе или записанные
от разных лиц. Глинка нуждался в либреттисте, не только достаточно
одарённом литературно, чтобы "включиться" в пушкинский
текст, но и способном подчиниться его собственным композиторским
намерениям.
Своим сотрудником Глинка избрал поэта-любителя Валериана Фёдоровича
Ширкова (1805-1856). О нём Глинка говорит с большим уважением
как о талантливом, образованном человеке, одарённом в области
литературы и живописи. При первом знакомстве с Ширковым Глинка
тут же поручил ему написать текст каватины Бриславы "любви
роскошная звезда", а затем "подложить Слова" к
намеченной в первоначальном плане каватине Людмилы. Опыт оказался
удачным. Весной, 1838 года, 23 марта каватина была исполнена в
благотворительном концерте известной певицей-любительницей П.
А. Бартеневой. Лирическую арию Гориславы Глинка сам постоянно
исполнял на музыкальных вечерах наряду с собственными романсами..