той оперой решался вопрос важный для искусства вообще
и для русского искусства в особенности, а именно: существование
русской оперы, русской музыки, наконец, существование народной
музыки вообще". Так писал о первой опере Глинки В. Ф. Одоевский,
с поразительной прозорливостью определявший её роль и значение
в истории русской национальной культуры. Созданная на исходе пушкинского
периода, в пору мощного взлета русской литературы, она впервые
поставила на этот высокий уровень и русскую музыку, придав ей
мощь и величие общенародного искусства. С "Иваном Сусаниным"
закончился ранний период становления русской композиторской школы.
Определилось во всей полноте её национальное своеобразие, сделавшее
молодую русскую музыку особым, неповторимым явлением в мировом
музыкальном искусстве. К истории создания "Ивана Сусанина"
Глинка много лет спустя обратился в своих "Записках".
На одном из вечеров у Жуковского
Был предложен сюжет "Ивана Сусанина".
Памятны исторические слова самого Глинки: "Когда я изъявил
желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил
моё намерение и предложил мне сюжет "Ивана Сусанина".
Победоносное окончание Отечественной войны вызвало к жизни сценическое
истолкование подвига Сусанина. Итак, сама идея подвига во имя
спасения родины, персонифицированная в образ простого крестьянина,
носилась в воздухе еще со времён наполеоновских войн.